C разрешения автора опубликована статья Власова В.В. (President, Society for Evidence Based Medicine) Журнале «Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза» №11, 2010 года.
Минздравсоцразвития России на обсуждение был представлен проект закона «Об основах охраны пояснительной здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии с содержанием проекта и запиской к нему данный документ предназначен для оперативного рассмотрения в Федеральном собрании РФ и ввода в действие уже с 1 января 2011 г.
Ввиду значительного объема регулируемых проектом закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — законопроект) областей медицины в настоящей статье будут обсуждаться только некоторые вопросы — регулирование оказания помощи тяжелобольным, трансплантации органов и тканей, вопросы умирания и др.
Хорошо известной особенностью законодательства России в этой области является его существенное отставание от регулирования подобных вопросов в развитых странах и сильное влияние на законодательство заинтересованных сторон. Естественно, что в подобной ситуации решение следует искать в привлечении специалистов и ограничении возможностей лоббистов. Мы полагаем, что следует попытаться указать на основные особенности решений, принятых в развитых странах, и на признаки ошибочных решений, подсказанных заинтересованными сторонами.
Общая проблема законопроекта состоит в том, что его готовили, вероятно, чиновники с медицинским образованием, но без достаточной юридической поддержки. К сожалению, по традиции в законопроекте не указаны имена его разработчиков. Одни вопросы в законопроекте расписаны крайне детально, а другие представлены лишь в общем виде. Например, вопрос о регистрации больных, получающих помощь в рамках программы «семи нозологий» (лекарственное обеспечение больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также реципиентов после трансплантации органов и (или) тканей) прописан вплоть до названия колонок в учетной таблице (где зарегистрирован гражданин, где фактически проживает и т. д.). Это не просто неправильно, учитывая, что в России запрещается ограничивать права граждан наличием у них регистрации (очевидно, что если графа «Регистрация» не будет заполнена, лекарственные препараты больной не получит), но еще и неверно с точки зрения формирования законодательства.
Учитывая, что настоящий закон трактует Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, место подобным деталям — в подзаконных актах. Было бы разумно вместе с законопроектом рассматривать проекты подзаконных актов, чтобы иметь полное представление о выстраиваемой законом системе. Однако Федеральное собрание, высказав намерение рассматривать законы «в пакете» с подзаконными актами, так и не пришло к такой практике. Поэтому обсуждаемый проект закона должен быть проектом именно закона, а не инструкции, где детализировано содержание полей учетных форм.
Между тем несложно понять, почему в проекте имеет место данная детализация. Дело в том, что программа лекарственного обеспечения малочисленной группы больных редкими заболеваниями из списка «семи нозологий» — одна из немногих успешно реализуемых программ последнего десятилетия. Зададимся, однако, вопросом: если к этому списку добавится еще одна нозология или какую-либо нозологию понадобится исключить, нужно будет переписывать федеральный закон? Напомним, что вся программа «семи нозологий» — всего лишь побочный продукт программы дополнительного лекарственного обеспечения — спланированной не лучшим образом и в первый же год «споткнувшейся» о высокую стоимость лекарственных препаратов для больных с несколькими заболеваниями. Их вывели в отдельную программу, что явилось вполне техническим решением, которое, однако, теперь оказывается пунктом закона. При этом никогда не обсуждались основания для выбора перечня болезней для первоочередного обеспечения лекарственными препаратами бесплатно. Не важно, сколько будет заболеваний — три, семь или двенадцать, важно, по какому принципу они избраны и почему больным одними опухолями положены бесплатные лекарства, а другим — нет. В федеральном законе следует привести не перечень заболеваний, а принцип их выбора. Тем не менее в данном законопроекте принцип остается несформулированным.
В других случаях законопроект оказывается настолько расплывчатым, что невозможно понять, что хотел сказать автор проекта. Например, указано, что граждане имеют право на «облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами» (подп. 5 п. 5 ст. 18). При этом нигде не говорится, что именно подразумевается под словом «доступные». Если пациенту с тяжелой болью будут предлагать купить в аптеке анальгин, ни он, ни его родственники не смогут доказать чиновнику или судье, что это несоответствующее лечение.
Уместно напомнить, что лечение хронической боли в России представляет собой большую проблему. Значительная часть граждан, в особенности проживающих в малых городах и на селе, практически лишена доступа к наркотическим анальгетикам, без которых невозможно представить себе современное обезболивание при метастатическом раке и иных тяжелых состояниях. Медицинское потребление опиатов в России в 3-4 раза ниже на душу населения, чем в развитых странах. О масштабе данной проблемы в России нам регулярно напоминают сообщения из различных уголков страны о том, как родственники из сочувствия убивают своих мучающихся братьев и сестер, как больные убивают себя или даже врачей, не получая облегчения страданий. Можно объяснять текущие проблемы давлением ведомств, борющихся с распространением наркотиков, а также недостатком денежных средств или иными причинами, но очевидно, что в своем нынешнем виде законопроект не только не пытается решить важную проблему, но даже выводит ее из области ответственности органов здравоохранения перед гражданами.
Далее в тексте законопроекта говорится, что граждане имеют право на «возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи в соответствии со статьями 93-95 настоящего Федерального закона» (подп. 8 п. 5 ст. 18). Из отсылки к ст. 93-95 законопроекта можно понять, что речь идет об ответственности медицинских организаций. Законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами» позднее был представлен на обсуждение общественности и вызвал много возражений. Но это тема для отдельной статьи. В рамках же обсуждаемого законопроекта необходимо отметить следующее. Если в законопроекте речь идет о возмещении «вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи», то проектом закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами» определено возмещение вреда только в случае смерти или инвалидности пациента. Иными словами, любые страдания, связанные с недоброкачественной медицинской помощью, заранее выводятся за рамки ответственности медицинской организации и отдельных врачей.
В пояснительной записке к законопроекту Минздравсоцразвития России сообщает, что благодаря законопроекту удалось разрешить противоречия между Законом РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Однако в действительности этого не произошло. Путано написанная ст. 42 законопроекта замаскированно утверждает не оправдавшую себя в России модель презумпции согласия на изъятие органов.
Данная модель означает, что каждый гражданин признается давшим согласие на изъятие у него органов для трансплантации, если он заблаговременно не выразил своего несогласия. Пункт 9 ст. 42 гласит, что «изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия поставлена в известность о том, что при жизни данное лицо либо лица, указанные в части 6 настоящей статьи, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту». Иными словами, фактически законопроектом подтверждается нынешнее состояние регулирования в этой области. Хорошо известно, что именно оно является причиной почти полного отсутствия трансплантации в стране, поскольку породило тотальное недоверие граждан к системе трансплантации. Опыт стран, где трансплантация успешно развивается, показывает, что единственное верное решение в данной области — ограничение изъятия органов, т. е. изъятие их только у граждан, при жизни изъявивших свое желание быть донорами. И лишь при достаточном доверии граждан к системе возможен переход к презумпции согласия на донорство.
Конечно, только отказа от презумпции согласия не достаточно. Нужно, чтобы ведение очередей на трансплантацию было поставлено под общественный контроль и изъято из управления организациями, проводящими трансплантацию. Пока страна будет узнавать об историях отдельных пациентов, получающих по две донорские почки за месяц, когда остальные ждут их годами, доверия не будет. Не будет и донорских органов. Чем скорее с пониманием общества согласятся трансплантологи и Минздравсоцразвития России начнет думать о доверии граждан, тем скорее в России появится массовая трансплантация.
Следует указать и на менее принципиальные недоработки законопроекта. Так, в цитируемой выше части ст. 42 есть отсылка к п. 6 той же статьи, в котором говорится о праве на разрешение изъятия органов и (или) тканей для трансплантации в случае отсутствия волеизъявления умершего, а также в случаях смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным. Это право имеют: «супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушка и бабушка), иные родственники либо законный представитель». Иными словами, любой родственник, даже самый дальний, может запретить использование органов для пересадки. Одновременно не предусматривается, что у умершего могут быть иные близкие ему люди, способные выразить его волю. Например, фактический супруг, не имеющий в паспорте штампа ЗАГС.
Законопроект несет в себе в отношении трансплантации и совсем уже спорные новации. Так, ограничивая возраст для добровольного донорства органов, законопроект разрешает изъятие костного мозга у несовершеннолетних без их согласия, не давая им права отказа (п. 3 ст. 42: «Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации допускается с согласия живого донора, достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга)»). Как авторы законопроекта представляют насильственное, без информированного согласия, изъятие органов у лица, не достигшего 18 лет, непонятно.
С другой стороны, п. 4 ст. 42 разрешает пересадку только реципиентам 18 лет и старше («Пересадка органов и (или) тканей человека допускается с согласия реципиента, достигшего восемнадцатилетнего возраста, полученного в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона»). Действительно ли авторы законопроекта предполагают лишить права на получение донорского органа, например сердца, лиц в возрасте до 18 лет?
В этой же статье есть п. 1: «Трансплантация органов и (или) тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут гарантировать сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья». С трудом можно представить человека, имеющего отношение к медицине или хотя бы интересующегося ею, всерьез полагающего, что в арсенале медицины есть методы, гарантирующие результат в виде сохранения жизни либо восстановления здоровья. На настоящий момент таких методов лечения не существует. Если относиться серьезно к п. 1 ст. 42, то получается, что каждый случай, например, гепатита или псориаза — кандидат на трансплантацию печени.
В законах, регулирующих медицинскую деятельность, обычно особое внимание уделяется вопросам умирания человека. Авторы законопроекта смогли написать ст. 61 «Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий» хуже, чем это возможно для студента 4-го курса медвуза.
Согласно п. 1 ст. 61 законопроекта «моментом смерти человека является момент его биологической смерти (необратимой гибели человека) или смерти его мозга». Получается, что смерть мозга — это не биологическая смерть, что не является верным, ведь смерть мозга = биологическая смерть. Далее, в п. 4 говорится, что «смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех функций головного мозга, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких». Вероятно, авторы проекта имели в виду, что «смерть мозга диагностируется как полное и необратимое…» и далее по тексту.
Критерием прекращения реанимационных мероприятий подп. 1 п. 6 ст. 61 называет «констатацию смерти человека на основании смерти головного мозга, в т. ч. на фоне неэффективного применения полного комплекса мероприятий, направленных на поддержание жизни». Вероятно, в данном случае подразумевается «на основании диагноза смерти головного мозга». Выше (в п. 5) указывается, что диагноз смерти головного мозга устанавливается консилиумом врачей, в составе которого «должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее пяти лет. В консилиум врачей не могут включаться специалисты, принимающие участие в заборе и трансплантации органов и (или) тканей», но нет информации о правилах диагностики смерти головного мозга. Подобное было бы простительно для базового закона о здравоохранении, рассматриваемого нами, если бы авторы законопроекта указали на то, что ведомство (Минздравсоцразвития России) наделяется правами утверждать диагностические критерии, необходимые инструментальные исследования и порядок диагностики смерти головного мозга. Но это не было сделано. Одного указания на состав консилиума категорически недостаточно — необходимо прямо указать на методы диагностики и диагностические критерии. Если закон не предусматривает детализации в подзаконном акте, значит, это должно быть сделано в законе. Диагноз смерти мозга — один из самых ответственных, в т. ч. в связи с тем, что он нужен преимущественно для обеспечения изъятия органов в целях последующей трансплантации. Небрежность в этой диагностике — именно то, что нанесло и наносит огромный ущерб трансплантологии и доверию граждан к медицинскому сообществу в целом.
В подп. 2 п. 7 ст. 61 законопроекта сказано, что реанимационные мероприятия не проводятся «при наступлении состояния клинической смерти (патологических изменений во всех органах и системах, носящих полностью обратимый характер)». Это весьма своеобразное представление о клинической смерти. Последняя в действительности представляет собой период умирания, при котором отсутствует дыхание и (или) кровообращение, что при отсутствии сердечно-легочной ресусцитации приводит к биологической смерти. «Все органы» — печень, селезенка и т. д. — тут ни при чем, равно как и необратимый характер их изменений.
Более того, в подп. 1, 2 п. 7 данной статьи говорится, что реанимационные мероприятия не проводятся «при наступлении состояния клинической смерти… на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний». То есть, например, в случае клинической смерти находившегося на излечении в стационаре человека с кривошеей реанимационные мероприятия производиться не будут, ведь наличествует неизлечимое состояние. Видимо, так же можно, с точки зрения авторов законопроекта, поступить в отношении, например, женщины с катарактой. Очевидно, что хронический и неизлечимый характер заболевания не является в отношении отказа от реанимации определяющим. Определяющей является стадия процесса. Отказ от реанимации возможен лишь при терминальной стадии заболевания, когда реанимация уже не в силах привести к изменению состояния больного, а лишь возвращает его к мучительной стадии умирания от основного заболевания.
Вопрос об отказе от вмешательства должен регулироваться так же, как вопрос о согласии на вмешательство. В медицине развитых стран не менее 30 лет существует практика назначения «не реанимировать», хорошо разработанная и внесенная в законодательство, являющаяся сегодня почти безупречной. В ее рамках больному объясняется ситуация с перспективой наступления клинической смерти, и в случае, если больной соглашается с тем, что реанимация действительно была бы нежелательной, выносится назначение «не реанимировать». Более того, такое важное назначение лечащего врача обязательно подлежит срочному рассмотрению больничным этическим комитетом и недействительно до его утверждения.
Отметим, что в законопроекте больничные этические комитеты вообще не упоминаются. В высшей степени достойно сожаления, что авторы законопроекта, столь много сил положившие на продвижение Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» с его детализацией информированного согласия и не забывшие о согласии пациентов на медицинское вмешательство, в этом законопроекте способны предположить, что пациенту можно отказать в жизнеспасающем вмешательстве — реанимации — без его информированного согласия.
Не меньшую озабоченность у врачей должно вызывать игнорирование авторами законопроекта иных исходов повреждения головного мозга, кроме смерти головного мозга. Медицина развитых стран не сталкивается с особыми сложностями при диагнозе смерти головного мозга. Сложности возникают в ситуации смерти коры головного мозга, иначе обозначаемой как «стойкое вегетативное (вегетоподобное) состояние». К сожалению, существовавшие в России с 1960-х гг. ведомственные документы, сначала «для служебного пользования», а затем «открытые», не включали в рассмотрение этой важной проблемы. И в настоящее время наши врачи знают о проблеме лишь то, что дает зарубежное регулирование и собственный печальный и неформальный опыт. Если авторы законопроекта не согласны с тем, что смерть коры головного мозга означает смерть человека, они должны написать об этом в законе. Пусть это и будет выглядеть странно в XXI в., но зато будет честно. Ведь занесена же в закон «клятва врача», чего нет в законодательстве ни одной другой страны (всем понятно, что клятва неформальна, что это моральное обязательство и оно не может входить в закон). В закон об обращении лекарственных средств внесли ведь положение о том, что испытания лекарств могут проводить только их производители. Этого ограничения тоже нет нигде в мире. Но хотя бы понятно, что наш законодатель хочет защитить производителей лекарственных средств от независимой оценки эффективности и безопасности их продуктов. Пусть законодатель укажет, что в России не признается стойкое вегетативное состояние. Но оставить эту ситуацию не урегулированной никак не возможно.
Аналогичная недопустимая ситуация возникла в законопроекте с эвтаназией. Статья 4 законопроекта ее запрещает, ст. 11 конкретизирует данный запрет:»Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии -удовлетворение просьбы человека об ускорении его смерти какими-либо действиями или бездействием, в том числе прекращением искусственных мероприятий по поддержанию жизни». Определение эвтаназии не является правильным. Бездействие не является эвтаназией. Более того, если человек отказывается от какого-то вмешательства, то, даже если врач полагает, что это ускорит смерть, он не имеет права это вмешательство проводить. Это очевидно и недвусмысленно следует из провозглашаемого законопроектом и безусловного для всех людей, уважающих права человека, принципа обязательности информированного добровольного согласия на вмешательство. Авторы законопроекта незаметно для себя создают серьезное противоречие: в ст. 61 они разрешают врачу отказываться от реанимации больного без его согласия, а в ст. 4 не разрешают отказываться от вмешательства по просьбе больного.
За пределами ст. 11 остался еще целый ряд ситуаций, которые не могут быть неурегулированными в XXI в. Концентрация внимания на эвтаназии понятна ввиду внимания к ней масс-медиа, но это не может быть основным мотивом законодателя. Значительно более важный вопрос — ограничение применения медицинских вмешательств, имеющих ничтожную перспективу изменения течения болезни или улучшения состояния тяжелобольного. Этот вопрос должен быть специально освещен в статьях, касающихся согласия больного на вмешательство. Каждый человек имеет право быть защищенным от вмешательств, которые не могут принести ему пользы.
Значительно важнее для России регуляция практики ассистированного самоубийства. Оно должно быть или определено и запрещено, или разрешено. Если оно разрешается, то ему также должны быть поставлены законные рамки. Во всем мире подобная практика становится все более приемлемой и широко разрешенной, в России же она продолжает игнорироваться.
Приведенных примеров, касающихся только самых болезненных вопросов медицины, непосредственно связанных с тяжелыми страданиями, умиранием и пересадкой органов, достаточно для того, чтобы утверждать: законопроект не может профессионально обсуждаться в представленном виде. Он слишком слаб, его принятие даже с некоторыми исправлениями поставило бы нашу медицину в неловкое положение. Достаточно того, что произошло с законом об обращении лекарственных средств. Этот закон потребовал, чтобы все заявленные к разрешению лекарства были проверены в клинических испытаниях на территории России. После этого Правительство РФ оказалось в двусмысленном положении соискателя международных соглашений о взаимном признании результатов клинических испытаний. Таких соглашений ни у каких стран нет, о них никто ничего не слышал, и они есть юридический нонсенс. Взаимное признание основывается на том, что признаются испытания, проведенные в соответствии с требованиями «доброкачественной клинической практики». У нас они введены в ранг национального стандарта. Очевидно, что неприятной ситуации можно было избежать, если бы Минздравсоцразвития России прислушалось к критике законопроекта год назад.
Создание адекватного базового закона о здравоохранении — самый главный шаг на пути реформирования здравоохранения в правильном направлении.
В.В. Власов,
д-р мед. наук, проф., президент Общества специалистов доказательной медицины, г. Москва