Резолюция II Международной научно-практической конференции «Информация о лекарственных средствах – качественному использованию лекарств» Казань, 15-16 октября 2010 года

Объединенными усилиями организаторов (список в приложении) 15-16 октября 2010 года в городе Казани была проведена 2-я Международная конференция «Информация о лекарственных средствах – качественному использованию лекарств».

Принципиальной целью и отличием конференции явилось исключение участия в ее организации фармацевтической индустрии во избежание давления последней на постановку задач, содержание, приглашенных докладчиков, формирование программы, оценку информации и подведение итогов конференции.

В работе конференции приняли участие 414 человек из 9 стран мира (Австралия, Индия, Казахстан, Канада, Кыргызстан, Молдова, Новая Зеландия, США, Швейцария), 20 регионов России, представители Всемирной организации здравоохранения и ведущие специалисты России и международного сообщества.

Научная программа включала пленарные заседания, симпозиумы и конкурс работ молодых ученых.

Конференция констатировала

достигнутые успехи в области отечественной лекарственной политики, состоящие в создании службы фармаконадзора, оценке потребности в информации о лекарственных средствах специалистов здравоохранения, первых шагах в разработке и публичном обсуждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств с использованием модели Всемирной Организации здравоохранения, создание системы мониторинга цен на лекарственные средства; разработке и широком внедрении новых оригинальных отечественных лекарственных средств, не имеющих зарубежных аналогов.

На конференции обсуждены

Используемые производителями методы и способы продвижения лекарств с нарушением этических норм, противоречащие задачам здравоохранения, включая клинические испытания лекарств.

Конференция определила

проблемы, требующие неотложного решения, связанные с массовым введением в заблуждение профессионального медицинского и фармацевтического сообщества, и общества в целом неэтичным продвижением лекарств;

приоритетность и неотложную необходимость разработки, диссеминации и использования независимой достоверной информации о лекарственных средствах и использовании лекарств, а также государственных мер по противодействию неэтичному продвижению лекарств во всех его традиционных и завуалированных – постоянно изменяющихся видах.

Конференция считает приоритетными направлениями дальнейшего совершенствования отечественного лекарствоведения и практики здравоохранения в области лекарственных средств, следующие:

— Полноценное внедрение концепции основных лекарственных средств (ЛС) Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ – Модельный инструмент, Модельный продукт, Модельный процесс) для обеспечения эффективности системы формулярного регулирования и использования лекарств, как наиболее эффективных стратегий, обеспечивающих равную доступность Основных лекарств, рациональное использование лекарств и реализацию конституционного права на здоровье.

— Планирование и выделение адекватного финансирования и административной поддержки в целях укрепления научного потенциала для обеспечения научно-обоснованного независимого отбора медицинских технологий, включая лекарственные средства, и надлежащего (рационального, качественного) использования лекарственных средств, как в государственном, так и частном секторах.

— Укрепление (дальнейшее развитие) службы клинической фармакологии в качестве центрального звена в лекарственной политике системы здравоохранения. Увеличение роли клинической фармакологии как клинической, образовательной, научной дисциплины, уникально вооруженной необходимым уровнем экспертизы для разработки и диссеминации независимой информации о лекарственных средствах с целью обеспечения качества работы врачей, провизоров, фармацевтов и среднего медицинского персонала. Обеспечение полной укомплектованности стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений врачами – клиническими фармакологами.

— Обязательное привлечение врачей клинических фармакологов к разработке различного рода ограничительных перечней, и клинических рекомендаций всех уровней.

— Внедрение инновационных информационных технологий разработки независимой лекарственной информации и ее доставка до профессионального врачебного и фармацевтического сообщества, и населения в целом. Широкое распространение и использование независимого справочного издания о лекарственных средствах «Большой справочник лекарственных средств». Инициация создания Российского Независимого Лекарственного Бюллетеня.

— Разработка и утверждение обязательных к исполнению образовательных программ последипломного обучения клинической фармакологии и принципам доказательной медицины (рациональному (качественному) использованию лекарств) и современным информационным технологиям для всех работников здравоохранения, включая фармацевтов и провизоров. Внедрение и учет этих программ в обязательный минимум при аттестации специалистов всех клинических дисциплин. Последипломное обучение врачей и провизоров клинической фармакологии с навыками рационального выбора и использования лекарств, и принципами доказательной медицины на регулярной основе как аттестационное требование.

— Разработка и максимальное содействие программам просвещения общественности по вопросам рационального использования лекарств. Обеспечение независимости образовательных программ от фармацевтических производителей.

— Разработка законодательных мер (нормативно-правовых актов), запрещающих не точную информацию о ЛС, неэтичную рекламную деятельность фармацевтических производителей и их представителей, вводящую в заблуждение медицинскую общественность. Разработка и дальнейшее совершенствование существующих нормативно-правовых актов, обеспечивающих соответствие этическим критериям ВОЗ при осуществлении деятельности (субъектов) по продвижению лекарственных средств.

— Учреждение независимого экспертного органа по мониторингу рекламы лекарственных средств. Разработка и учреждение механизмов финансирования такого экспертного органа.

— Мониторинг (ведение учета) и контроль независимыми экспертами врачебных конференций и публичных выступлений на предмет информативности, научности, обоснованности, полноты представления сведений в том числе о побочных эффектах (ПЭ), соответствия этическим критериям ВОЗ.

— Предоставление медицинской и широкой общественности официальной информации по утвержденным инструкциям по применению лекарственных средств/препаратов, и определение правового статуса Типовой клинико-фармакологической статьи (ТКФС) лекарственного средства Государственного Реестра Российской Федерации.

— Предоставление медицинской и широкой общественности в открытом доступе полных результатов клинических исследований по зарегистрированным лекарственным средствам, включая первичные данные из индивидуальных отчетных форм и сведения о нежелательных лекарственных реакциях; ужесточение регистрационного требования представления результатов сравнительных исследований с существующими лекарствами с известным профилем эффективности и безопасности (не только плацебо-контролируемые).

— Совершенствование и разработка правовой основы проведения исследований на людях лекарственных средств и медицинских технологий в свете защиты конституционного права граждан на здоровье, в противовес сложившейся практике клинических испытаний в качестве завуалированного в научную подоплеку продвижения лекарств.

— Дальнейшее развитие отечественного фармацевтического кластера по оригинальному отечественному сценарию, ориентированному на обеспечение приоритетных нужд здоровья населения страны основными лекарственными средствами, без повторения ошибок западных мульти-национальных фармацевтических компаний (большой Фармы).

— Дальнейшее развитие эффективной службы фармаконадзора, включая ответственную и усиленную фармакобдительность при проведении клинических исследований новых лекарственных средств.

— Внедрение культуры здорового образа жизни, борьба с курением, алкоголизацией населения и злоупотреблением необоснованным использованием лекарств.

Конференция считает необходимым:

1. Обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития, в Министерство образования и науки, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации с ходатайством о принятии рекомендаций конференции к практической реализации.

2. С целью расширения и укрепления службы клинической фармакологии просить Минздравсоцразвития РФ рассмотреть возможность подготовки новых специалистов с учетом базового высшего образования «лечебное дело», «педиатрия», «общая врачебная практика» без учета последующей специализации.

Обеспечить переподготовку по клинической фармакологии врачей – узких специалистов с возможностью работать врачами – клиническими фармакологами в профильных учреждениях (например, инфекционная больница, онкологический диспансер, и т.п.).

Приложение

Список организаторов конференции (алфавитный порядок)

Евроазиатская академия медицинских наук;

Издательская группа ГЭОТАР-Медиа;

Институт Органической и физической химии имени А.Е.Арбузова Казанского научного центра РАН;

Казанская государственная медицинская академия;

Казанский государственный медицинский университет;

Казанский государственный технологический университет;

Министерство здравоохранения Республики Татарстан;

Российское научное общество фармакологов;

Татнефтехиминвест-холдинг;

Управление Росздравнадзора по Республике Татарстан.

При финансовой поддержке Правительства Республики Татарстан.

Резолюция .

Запись опубликована в рубрике Новость медицины. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.